borntobeacat (borntobeacat) wrote,
borntobeacat
borntobeacat

Categories:

Пешеход всегда прав, но не всегда жив

Знаете, какая самая холиварная тема в ru_chp ?
Это видео со сбитым пешеходом и обсуждение, кто из двоих участников происшествия больший мудак.
Естественно, что мнения разделяются на три лагеря, иначе и быть не могло:

1. мудак - водитель
2. мудак - пешеход
3. мудаки оба.

Самый многочисленный, конечно же, что главный мудак - это водитель. В принципе, наше законодательство считает примерно также, так как водитель управляет средством повышенной опастности. И даже, если водитель по суду признается не нарушившим ни единого правила дорожного движения, выплатить пострадавшему компенсацию за причиненный вред здоровью ему все равно придется.

Общественное мнение обычно приписывает водителю одни обязанности, а пешеходу исключительно права.
Что же вообще говорят ПДД Российской Федерации о взаимоотношении водителя и пешехода?

Отношение водителя к пешеходом регулируются частью 14 ПДД РФ:

14. Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств

14.1.
Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу*, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

* Понятия регулируемого и нерегулируемого пешеходного перехода аналогичны понятиям регулируемого и нерегулируемого перекрестка, установленным в пункте 13.3. Правил.

14.2. Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся в том же направлении, также обязаны остановиться или снизить скорость. Продолжать движение разрешено с учетом требований пункта 14.1 Правил.

14.3. На регулируемых пешеходных переходах при включении разрешающего сигнала светофора водитель должен дать возможность пешеходам закончить переход проезжей части (трамвайных путей) данного направления.

14.4. Запрещается въезжать на пешеходный переход, если за ним образовался затор, который вынудит водителя остановиться на пешеходном переходе.

14.5. Во всех случаях, в том числе и вне пешеходных переходов, водитель обязан пропустить слепых пешеходов, подающих сигнал белой тростью.

14.6. Водитель должен уступить дорогу пешеходам, идущим к стоящему в месте остановки маршрутному транспортному средству или от него (со стороны дверей), если посадка и высадка производятся с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней.

14.7. Приближаясь к остановившемуся транспортному средству с включенной аварийной сигнализацией, имеющему опознавательные знаки "Перевозка детей", водитель должен снизить скорость, при необходимости остановиться и пропустить детей.

Вот эти два - 14.1 и 14.2 самые популярные, на которые любят все ссылаться, и за которые чаще всего водитель получает штраф. Их знаю и водители и пешеходы. Особенно пешеходы!

А вот часть 4, для пешеходов. Про нее почему-то забывают все. А совсем недавно сотрудник ГИБДД утверждал, что такого в правилах вообще не существует.

4. Обязанности пешеходов

4.1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов.

При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велопешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой - по внешнему краю проезжей части).

При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.

При переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

4.2. Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не более чем по четыре человека в ряд. Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости - с включенными фонарями: спереди - белого цвета, сзади - красного.

Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.

4.3. Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии - на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

На регулируемом перекрестке допускается переходить проезжую часть между противоположными углами перекрестка (по диагонали) только при наличии разметки 1.14.1 или 1.14.2, обозначающей такой пешеходный переход.

При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

4.4. В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии - транспортного светофора.

4.5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

4.6. Выйдя на проезжую часть (трамвайные пути), пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на островке безопасности или на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).

4.7. При приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета (синего и красного цветов) и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода дороги, а пешеходы, находящиеся на проезжей части (трамвайных путях), должны незамедлительно освободить проезжую часть (трамвайные пути).

4.8. Ожидать маршрутное транспортное средство и такси разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии - на тротуаре или обочине. В местах остановок маршрутных транспортных средств, не оборудованных приподнятыми посадочными площадками, разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство лишь после его остановки. После высадки необходимо, не задерживаясь, освободить проезжую часть.

При движении через проезжую часть к месту остановки маршрутного транспортного средства или от него пешеходы должны руководствоваться требованиями пунктов 4.4 - 4.7 Правил.

Оказывается, что у пешеходов немало обязанностей!
Но! Что самое интересное! И обязанности водителя и обязанности пешехода направлены на одно и тоже - сохранить пешеходу жизнь!

Не наказать водителя, не наказать пешехода, не что-то еще, а сохранить пешеходу жизнь и здоровье при взаимодействии с более скоростными участниками дорожного движения. И что самое интересное, по совокупности факторов, проще (не правильнее, а именно проще) всего, позаботиться о себе пешеходу, не надеясь, что за него это сделает совершенно чужой ему водитель.

Даже если мы возьмем простую ситуацию, совсем недавно она случилась со мной:

Двухполосная дорога, в правом ряду автомобиль, в левом я. Двигаемся практически параллельно, я на полметра смещена относительно его назад. Т.е. справа и на "северо-восток" обзор у меня нулевой, я вижу только его боковые стекла. Впереди пешеходный переход и мы оба едем со скоростью около 40 км/ч. Когда оставалось максимум метров десять до пешеходного перехода, автомобиль справа от меня начинает тормозить. Естественно, я замечаю это на 1-2 секунды позже и тоже притормаживаю. В этот момент я уже непосредственно перед пешеходным переходом, а вправом ряду перед автомобилем пешеход на зебре.
Я проезжаю дальше прекратив торможение, а через 50 метров меня останавливают сотрудники ГИБДД. Про сотрудников отдельная история, три жалобы в ГИБДД уже направлены (две на горячую линию и одна в письменом виде через сайт ГИБДД с приложенными фотографиями сотрудника). И, естественно, штраф по п. 14.1.

Для того чтобы написать этот текст, пошла искать формулы для расчета тормозного пути, но нашла совершенно прекраснейший калькулятор тормозного пути! И вот, если взять его результаты по условиям той ситуации, то я молодец, я все сделала правильно:



Но! Справа у меня был закрыт полностью обзор автомобилем. Который при такой же скорости и расстоянии до пешеходного перехода, начал тормозить первым. Он и встал за 1 м до пешеходного перехода. Но у меня сыграл роль еще один фактор - время реакции водителя, которое сложилось из времени на торможение первого водителя, мой анализ ситуации, что машина замедляется и мне открывается обзор за ней, причина, по которой она замедляется (Припарковаться чтобы высадить пассажира? Повернуть в торговый центр? Пешеход?) - при наличии пешеходного перехода, естественно, первая мысль "Пешеход" - перенос ноги на педаль тормоза и начало торможения. В итоге, все произошло примерно вот так:



Только я не стала продолжать торможение, когда увидела, что пешеход остановился и не пойдет дальше.

Да, при движении в потоке желательно двигаться так, чтобы не попадать в слепые зоны других автомобилей и не создавать себе слепые зоны другими автомобилями. Для этого необходимо соблюдать дистанцию, а в данном случае держаться чуть позади автомобиля в правом ряду.
Да, именно так я и стараюсь делать, когда есть пространство для маневра. Но в тот день звезды сошлись именно так.
Все живы, никто не пострадал, кроме моего кошелька. Но мог быть и посстрадавший, беги он чуть быстрее, смотри в другую сторону, как это часто делают пешеходы.

Так вот.
Пункт 4.5 ПДД хочется вдолбить в каждого пешехода. Иногда даже кулаками. Как в ту девочку, что бросилась мне под колеса 6 лет назад, и не смотря на мой уход влево на встречную полосу в процессе торможения, таки догнала меня и наделась на крыло.
Ей вот приспичило перейти дорогу не останавливаясь, не снимая капюшона и смотря вправо. Из Англии приехала, не иначе, по-другому я взгляд вправо не могу объяснить.

И когда я вижу комментарии из разряда: "Нормально пишут про 14.1, 14.2. Нет чтобы задуматься, ты уперлась на 4.5. Какую то дуру защищаешь, которая человека инвалидом сделала. Детей давить тоже будешь ссылаясь на 4.5? У тебя реально неадекватное восприятие мира".

Естественным возможным ответом был: "Выдохни, лопнешь.
А когда твоего ребенка давить будут, потому что он вот также дорогу переходит, клювом щелкая, ты будешь на 14.1-14.2 ссылаться, или научишь его смотреть на дорогу прежде чем ломиться?
Я, как водитель, своего ребенка буду учить смотреть в оба и не идти, если не видишь, что машина встала в каждом ряду. А ты, как умный, можешь учить, что пешеход всегда прав, не забудь только добавить, что не всегда жив".

И знаете что, я считаю, что мое восприятие мира куда как адекватней, потому что никто кроме меня не озаботится сохранностью моей жизни.

Водитель может быть уставшим, больным, упитым, только что севшим за руль после автошколы и еще путающим ноги и руки, мудаком, каким угодно, но если не посмотрю я, за меня это не сделает никто.
И да, я всегда перехожу дорогу так, чтобы не было мучительно больно. И да, у меня в детстве были ситуации, когда водитель не пропускал нас на пешеходном переходе. Но! Мы не спускали с него глаз и не кидались ему под колеса, а благополучно остановились, дав дорогу дураку.
И я всегда перехожу дорогу так, чтобы контролировать каждого участника. По крайней мере, я прилагаю для этого все усилия, и уж точно никогда не побегу из-за остановившейся в первом ряду машины, не убедившись, что следующий ряд тоже встал.

Так вот, к чему это я все?
Нет, я не защищаю водителей, которые летят 2-3-4-м рядом, не задумываясь о том, почему встали все остальные ряды, особенно перед знаком "Пешеходный переход" или "зеброй".
Нет, я не говорю, что водители не виноваты в наездах на пешеходов.

Я говорю о том, что для пешехода, чтобы сохранить себе здоровье и жизнь, достаточно порой просто не сделать 1 шаг. Достаточно просто посмотреть на дорогу. И это куда проще, чем лежа на больничной койке или в гробу, с пеной у рта называть водителя мудаком.
Водитель-то, может и мудак, но...


А калькулятор отличный, поиграйтесь немного с начальными условиями и не забывайте о кнопочке "Скорректировать результат".
Tags: авто, дураки и дороги, яндекс-найдется все!
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments